Самое интересное от Яна Арта

Итог 90-го: кpизис довеpия

A A= A+ 14.12.1990
Декабрь 1990 года стал рекордным месяцем по паpламентской активности в Советском Союзе.

Короткий перерыв после II Съезда народных депутатов РСФСР завершится 17 декабря, в день открытия IV Съезда народных депутатов СССР. Перед обоими депутатскими форумами в полной мере встала необходимость скорейшего поиска выхода из двойного кризиса экономики и политики. Срочность этого поиска обусловливается не только каждодневным углублением экономической пропасти и разрушением потребительского рынка, но и ускоряющейся тенденцией pазвития общественных настpоений в сторону политической нестабильности, неверия в способность руководства страны решить стоящие перед ней проблем.

Социологические опросы, проведенные в разные месяцы уходящего года, свидетельствуют о том, что до критической точки, после которой общество выламывается из всяких законодательных, государственных и моральных структур, осталось немного.

КОHСТАТАЦИЯ глубочайшего экономического кризиса, граничащего с хаосом, в котором оказалась страна к осени 1990 года, становится сегодня постоянным атрибутом не только выступлений политиков и журналистов, но едва ли не всех опросов общественного мнения. Завершающийся год стал годом экономического разочарования, и усилившееся до "всенародного" крика требование отставки правительства - его естественная реакция.

В экономике год начался с принятой II Съездом народных депутатов СССР программы Абалкина и с достаточно высокого уровня доверия к руководству страны - 65 процентов. За первые же месяцы несостоятельность абалкинской программы стала очевидной, но мартовская реформа управления (учреждение президентского поста) отвлекла от необходимости тут же начать разработку новой, более эффективной программы, и она, во многом - благодаря нажиму со стороны российского парламента, появилась лишь к сентябрю. Полгода было упущено, и за это время ситуация (особенно на потребительском рынке) резко изменилась к худшему. Только к сентябрю руководство страны решилось поставить последнюю точку в предложении перейти к рынку, только сейчас на законодательном уровне встал вопрос о приватизации и частной собственности на землю.

Полугодовое опоздание с этими мерами вызвано исключительно идеологическими спазмами правящей партии или же закулисной деятельностью военно-промышленного комплекса, ибо уже в апреле, как показывает московский опрос агентства "ИМА-пресс", страна была готова к решительным переменам, большинство высказалось за частную собственность и, следовательно, за рынок.

Апрель-1990
Нужен ли переход к рынку?
"Да" - 58% (немедленно - 30%)
"Нет" - 26%
Необходима ли частная собственность?
"Да" - 57% (на предприятия) и 79% (на землю).
"Нет" - 31% (на предприятия) и 13% (на землю).

В ТОМ ЖЕ апреле правительство еще удерживало баланс между доверием и недоверием: 44 процента доверяли ему, 46 процентов - не доверяли. Через несколько месяцев, в июле, половина высказывалась уже за отставку кабинета (против отставки - 22 процента), а доля людей, уверенных в способности правительства вывести страну из экономического кризиса, снизилась с 32 до 18 процентов. Осенью эта тенденция достигла своего пика и логичным выходом для руководства стало предложенное Горбачевым упразднение Совета Министров.

Но перестройка управления сама по себе еще не решение проблемы (как не решило ее в свое время введение поста президента), и экономический кризис, разрастаясь, грозит поставить страну этой зимой на грань катастрофы. По данным октября, около 60 процентов населения опасаются голода в ближайшие месяцы. Одно только это настроение делает преодоление кризиса весьма сложной задачей. Пессимизм советских граждан подтверждается в социологических опросах и косвенно: 36 процентов предсказывают массовую эмиграцию в случае свободного выезда.

ОДHОВРЕМЕHHОСТЬ экономического и политического кризисов, их тесная взаимосвязь усложняют решение многих проблем. Экономическое разочарование почти моментально перерастает в разочарование политическое, что подтверждается в опросах общественного мнения.

За полгода число тех, кто полностью или в основном доверяет руководству страны, снизилось с 65 до 39 процентов. Причем это снижение не представляло собой стабильный, постоянный спад. После "февральской волны" митингов и демонстраций уровень доверия возрос до 60 процентов (март-апрель), так как отмена 6-й статьи Конституции, учреждение президентского поста и демократичные выборы в российский парламент давали надежду на ускорение экономических и политических реформ. В мае он составляет 58 процентов, а к августу снизился до 39 процентов, и таким образом, доверие к руководству страны стало уделом меньшинства. Одновременно резко упало доверие к Михаилу Горбачеву: от 50 процентов в январе до 39 процентов в мае и 21 пpоцента в октябре. "Кризис доверия", о котором еще весной писал Юрий Левада, стал очевиден.

В какой-то степени его поколебал летний триумф Бориса Ельцина, избранного Председателем Верховного Совета России и вошедшего таким образом в первый ряд политических лидеров страны. 84 процента опрошенных поддержали в июле его избрание, но к осени ситуация стала оцениваться более трезво, хотя по-прежнему благоприятно для Ельцина. Результаты его деятельности на новом посту оценили как хорошие 32 процента (в экономике) и 42 процента (в политике); как средние 32 процента (в экономике) и 26 процентов (в политике), как плохие 12 процентов (в экономике) и 9 процентов (в политике).

Таким образом, российское руководство еще не испытывает кризиса доверия и, опираясь на достаточно широкую поддержку общества, может провести радикальные экономические преобразования. Для этого, помимо доверия, необходимо только одно - возможность.

ПРОГHОЗ дальнейших изменений общественной ситуации нельзя составить только из анализа господствующих тенденций. Общественное мнение чутко реагирует на малейшие перемены и само формирует представление о том, какие перемены необходимы, к каким переменам оно готово.

Судя по последним данным, резкое изменение настроения могло бы последовать в случае формирования политического альянса Горбачев-Ельцин. В сентябре за этот альянс высказались 76 процентов опрошенных, против - только 7. И пока еще возможность такого союза, который мог бы преодолеть кризис доверия, сохраняется...

Январь-июль-1990
Доверяете ли вы руководству страны?
"Полностью" - 12% (январь), 17% (март), 16% (апрель), 14% (май), 6% (июль)
"В основном" - 53% (январь), 45% (март), 43% (апрель), 44% (май), 33% (июль)
"Не доверяю" - 22% (январь), 26% (март), 29% (апрель), 30% (май), 46% (июль)

НЕДОВЕРИЕ к существующим структурам правительства настолько велико, что ни нынешний его состав (родивший программу Рыжкова-Абалкина), ни возможный будущий (общественного согласия, коалиционный) не вызывают особых надежд. Несколько больше рассчитывают на укрепление президентской власти. Однако кризис, а значит, и возможность его преодоления не замыкаются на Президенте: даже если делегировать ему монаршьи полномочия, то они будут сегодня не более эффективны, чем власть российского императора накануне февраля 17-го.

Остаются три пункта, пользующиеся максимальной поддержкой - радикальный переход к рынку (программа Шаталина-Явлинского), перенесение центра тяжести властных функций в республики и "твердая рука".

Последняя способна стабилизировать экономическое положение и несколько повысить жизненный уровень, но не сможет (как не могла в течение 73 лет) ликвидировать причины кризиса. Тем не менее количество ее сторонников растет едва ли не в прямой пропорции с углублением трудностей. И чтобы гарантировать, что страна не пойдет по этому пути, необходима гораздо более популярная альтернатива. Судя по данным социологов, ею могла бы стать передача власти республикам и радикальная рыночная реформа. Если допустить синтез и того, и другого - число сторонников такого курса может составить около половины населения.

Осень, с которой должен был начаться переход к рынку, бездарно упущена. Зима, которая может стать началом экономического обвала, уже наступила. Время и доверие, отпущенные политикам на выход из тупика, уменьшаются подобно шагреневой коже...

Октябрь-1990
Какие меры могут улучшить положение страны?
- укрепление власти Президента - 9%
- программа Рыжкова-Абалкина - 3%
- программа Шаталина-Явлинского - 15%
- правительство общественного согласия - 8%
- взятие республиками всей полноты власти - 25%
- приход "твердой руки" - 16%

(В обзоре использованы данные Всесоюзного центра изучения общественного мнения, агентств "ИМА-пресс" и "Информ-клуб").

Газета «Вечерняя Казань» (Казань), 14 декабря 1990 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3296